Так повелось, что по-настоящему хороших стелс-игр в наше время не так уж и много, особенно если учесть, что сам по себе данный жанр очень интересен, своеобразен и сложен и можно припомнить массу интересных, легендарных и просто хороших стелс-игр, те же H
itman, Metal Gear Solid, Thief и Splinter Cell, в ту или иную серию довелось поиграть, казалось бы, каждому, но по-настоящему оригинальных, интересных и захватывающих, наверное, не было уже целую вечность. Порой многие просто копируют что-то из других игр и конечный продукт выходит... обычной игрой, коих сотни и тысячи появилось к 2012му году, которая не вызывает ровным счетом никаких эмоций и напоминает старую заезженную и измученную лошадь.
Dishonored же изначально анонсировали как оригинальную игру, неординарную игру "которая даст новый виток развития игр" и "откроет жанр стелс-игр с новой, еще более хорошей стороны". Но всё ли так, как обещали нам разработчики?
А обещали они, к слову, достаточно, что логично - привлекать внимание публики к новой вселенной, новой игре которая призвана "вдохнуть" в жанр массу свежих идей, но так же может и попросту провалиться из-за излишних амбиций.
Arkane Studios известны, прежде всего, по захватывающему и необычному
Dark Messiah of Might and Magic, в которой была непривычная тогда смесь захватывающего экшена и ролевой игры, с прокачкой, вменяемым сюжетом и достаточно бодрым геймплеем. Порой скучная, порой нудная, но проходилась буквально на одном дыхании, да и не один раз, но складывалось такое ощущение, что в дань геймплею пожертвовали сюжет и длительность компании - даже если посмотреть на игру сегодня не беря во внимание умопомрачающие и явно удавшиеся сюжеты некоторых игр, которые вышли после
Dark Messiah, сюжет в игре был довольно обыденным и очень коротким. После
Dark Messiah Arkane Studios решили и вовсе пуститься "во все тяжкие" и вдоволь поэкспериментировать, анонсировав шутер
The Crossing, вмещающий в себя 3D-экшен, в котором одиночная и мультиплеерная игра была одним целым, а в центре сюжета были тамплиеры, которые неведомым мне образом попали в современный мир и, что естественно, началось сопротивление тамошних воинов с нынешними. К сожалению, игру пришлось приостановить как раз таки из-за риска того, что она может провалиться из-за своей оригинальности и новаций, к тому же, у разработчиков не было денег и им пришлось переключиться на разработку более дешевого и "потенциально более прибыльных проектах".
С тех пор много воды утекло - 3 с половиной года с момента закрытия
The Crossing до релиза
Dishonored, анонс которого состоялся немногим раньше. Разработчики не особо охотно делились информацией с игроками и прессой, то и дело делая лишь небольшие "выбросы" информации. То и дело они рассказывали про особенности игры: интересный сюжет, оригинальный и многогранный геймплей, который определяет сам игрок - как играть, как поступать в том или ином моменте и сам игрок определит конец игры; рассказывали о том, что игру можно пройти совершенно без единого убийства, о том, что делается упор так же на сам сюжет, атмосферу и дизайн уровней - всё это должно было появиться в
Dishonored и удивить даже самых придирчивых критиков. Но получилось ли у
Arcane Studios всё так, как они хотели?
С первых минут игры становится ясно - разработчики всё таки не зря выдали игре столько авансов и не зря потратили пару лет на разработку, хотя сюжет оставляет желать лучшего. Поясню, почему. Возможно просто в наше время заядлого игрока мало чем можно удивить, особенно в плане сюжета, но именно он здесь выдался наиболее... слабой частью игры. Нет, он не так плох как можно подумать - здесь нет никакого бреда, сюрреализма, лишних диалогов и плохой истории, нет, он просто-навсего очень предсказуем и по ходу прохождения игры ключевые события можно предугадать аки Ванга предугадывала события по всему миру, и в большинстве своем эти "догадки" оказываются верными. Суть сюжета в том, что во время визита личного охранника императрицы Корво, которому надо было передать письмо, императрицу убивают прям у него на глазах, Корво, естественно, бросился защищать свою хозяйку, но его быстро взяли под руки и буквально заставили смотреть на то, как убивают его императрицу. Сразу после убийства крадут юную Эмили, потенциальную наследницу, а Корво оставляют на месте преступления и подставляют, выдавая его за убийцу. В итоге нас садят в тюрьму где наш главный герой должен провести время в ожидании показательной смертной казни, попутно пытая, пытаясь добиться от главного героя признания в убийстве. Наш бравый охранник, естественно, не соглашается, его пытают до полусмерти и бросают обратно в камеру, собираясь завтра казнить. Именно с этого момента начинается всё самое интересное и самый "сок" сюжета - некие "лоялисты" высвобождают нас из тюрьмы и призывают бороться против преступных значимых людей города вроде новоиспеченного лорда-регента и глав парламента.
Если посмотреть с другой стороны - сюжет не так уж и плох и даже по началу затягивает именно он, всё таки интересно, что же будет дальше, интересно будет мстить убийцам и возвращать маленькую королеву, попутно раздавая всем супостатам по тумакам, но чуть погодя любой нормальный игрок уже начинает понимать что да как и фактически со стопроцентной точностью угадывать события игры в будущем, что очень удручает. Хоть и концовку сложно предугадать, так как она сильно зависит от действий самого игрока. Всё дело в том, что как и говорилось разработчиками задолго до релиза игры - все действия игрока будут иметь свои последствия в конце, и так действительно и есть, с одним но - конец игры зависит лишь от того, убивали ли вы людей пачками или решили пройти действительно как в настоящем стелс-экшене без убийств. На каждого охранника, а тем более на ключевого персонажа есть несколько вариантов того, как с ним поступить, с какой стороны зайти и чем убить \ оглушить, так что Arcane Studio не солгали - пройти практически без убийств более чем реально и в таком случае концовка вас не так сильно разочарует. Что же дело до меня, то я прошел первый раз игру так, словно это не стелс, а какой-нибудь коридорный шутер. По началу, в каждой миссии я пытался, действительно пытался действовать тихо и без излишнего насилия, и каждый раз, каждый раз меня замечал один из охранников и начиналась резня... К слову, боевая система и геймплей в целом заслуживает отдельного внимания и является одной из самых сильных сторон в игре - бои на тех же мечах не столь скучны как ожидалось, удары разные и зависят не только от тебя. Противники ставят блок, уклоняются и в случае, когда они видят что они бессильны против вас с мечом - достают пистолет. Помимо меча и пистолета есть еще и другое вооружение, так что и в этом плане есть необходимое разнообразие, нет ничего лишнего - есть арбалет, который в свою очередь можно зарядить обычными стрелами, усыпляющими дротиками (которые, пожалуй, играют одну из важных ролей в каждом задании) и взрывными болтами, которые при попадании в человека поджигают его и тот быстро и мучительно сгорает. Так же есть гранаты, мины и.. магические умения, которыми вас награждает Чужой, не то божество, не то чудовище из параллельного мира. В итоге получается, что игра не просто стелс-экшен, а сталс-экшен с элементами рпг, что существенно дополняет существующий уже геймплей, в коей степени делая его динамичней, интересней и разнообразней. Например без дарованного Чужим вам первого умения перемещения на определенное расстояние вообще сложно представить прохождение игры, по крайней мере это было бы ужасно сложно. Помимо всех прочих магических умений предоставленных в игре и изучаемых за "руны", которые разбросаны по всему игровому миру, существует так же и "прокачка" собственных вещей по найденным, опять же, в игровом мире чертежам. Улучшение оружия, стрел и прочего так же присутствует. В итоге геймплей представляет из себя довольно таки интересное действо, в котором вы по сути предоставлены сами себе и вольны выполнять задачу так, как захотите. Можно пробежать игру буквально за несколько часов, просто убивая всех, так сказать "пойти напролом" и, возможно, вам это доставит удовольствие, в тоже время можно пройти её не спеша, аккуратно, тихо и внимательно, не упуская ни одной детали и ни одной книги, истории и предмета, разбросанных по всему городу. По первому прохождению, фактически только по своей неопытности я выбрал что-то похожее на первое - я убивал всех, кто попадется на пути, хоть и в большинстве своем делал это тихо, но в тоже время старался не упустить ни одной детали, исследуя каждый уголок города, и концовка игры не то что бы расстроила меня или была чрезмерно грустной из-за моих массовых убийств, она.. просто была никакой, не вызвав, практически, никаких эмоций. Просто от такой игры ждешь чего то эпичного, такого, что запомнится на долгие дни, а то недели или года, а получаешь не то, что ожидал и мгновенно разочаровываешься.
Что касаемо другой сильной стороны игры - дизайну уровней, атмосфере и, собственно, игровому движку, то здесь уж точно сложно разочароваться. Dishonored сделан на старом-добром Unreal Engine 3, который, казалось бы, побывал уже в тысяче разношерстных игр, будь то стратегии или очередной экшен, и надо сказать, он может выдавать гораздо более лучшую картинку, чем выдает в Dishonored. Тут и там проскакивают низкокачественные текстуры, угловатости и недочеты, которые можно списать, наверное, только на разработчиков, непосредственно отвечающих за подготовку движка. С другой же стороны - в игре просто потрясающий дизайн уровней, который порой поражает воображение и невольно вызывает восхищение. Действительно не зря был приглашен Виктор Антонов, который работал над дизайном уровней Half Life 2. Каждый уголок, каждый закуточек игрового города продуман и сделан с душой, порой, играя на очередном кусочке города, просто останавливаешься с открытым ртом и любуешься, рассматриваешь каждую мелочь, каждую деталь... каждая комнатка, каждое здание, каждый стол и любой другой предмет \ строение в городе Дануолл вызывают неподдельное чувство восторга, до такой степени, что процесс игры на самом деле доставляет огромное удовольствие. Стоит ли говорить о том, что атмосфера в игре передана сполна? Dishonored быстро переносит нас из солнечного побережья, на котором чувствуется безмятежность и покой, с красочными зданиями, рестораном "лоялов", огромного моря, на краю которого виднеется другой край города, центр города который успели оградить от чумы с большим и красочным зданием "Золотой кошки" с великолепным интерьером и фасадом, с радостными гуляниями с проститутками в угрюмые, неимоверно серые и мрачные улочки жилых районов, которые поразила беспощадная и всё еще неизлечимая чума, где тут же чувствуется антиутопия и масштабы эпидемии чумы, что буквально меняет настроение на позитивное на такое же мрачное, как и улицы города. Чего стоит один "Затопленный город", в который мы попадаем практически под конец игры, попадание в огромную канаву с трупами, лужей крови, создается ощущение, что ты сам туда попал и тебе предстоит пройти через это. Там же на твоих глазах каждые пару минут сбрасывают очередную порцию мешков с трупами, а где-то вдалеке кашляют очередные зараженные и брат пытается вытащить из канавы своего брата, который уже находится при смерти, но строит планы на будущее и обещает начать всё сначала, буквально через минуту неожиданно умирая...
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что разработчики в большинстве своем сдержали большинство своих тех обещаний, которые давали задолго до выхода игры. Это безусловно красивая и интересная сказка, большая и красочная история, будто написанная талантливым писателем, и по большей части этим самым писателем являетесь вы, ибо именно ВАМ и никому другому дописывать эту прекрасную сказку и решать, что дописывать и как - сделать её красивой и беззаботной, где бравый Корво борется с несправедливостью и злодеями, которые воткнули ему нож в спину, тем не менее не убивая их, хотя и следовало, а просто преподавая "урок", вернув юную императрицу на законное место, сдружив двух великих ученых, которые позже изобрели лекарство от чумы и спасли город, вернув ему его былую жизнь, или же написать историю про кровожадного убийцу-мстителя за императрицу, который начал чинить настоящее возмездие на фоне и так полной утопии из-за чумы, который убил на своем пути не одну сотню стражников и общественных деятелей, который всё же добился своего и вернул Эмили, свершил правосудие и восстановил справедливость, но всё же прослыл беспощадным убийцей. В любом случае, как сказал Чужой в моей концовке, где я убил массу людей: "В любом случае, в истории напишут не то, каким было беспощадным то время, каким беспощадным, но тем не менее справедливым был Корво - защитник и спаситель династии, в истории напишут как бравый воин спас королевство и королеву, а она в свою очередь начала править в суровое и тяжелое время, не побоявшись этого, подняв его с колен и восстановив былое". Возможно это и не игра года, возможно еще выйдет что-то более потрясающее и умопомрачительное, которое засядет нам, игрокам, в самую душу на долгие времена, но Dishonored одна из тех редких игр, которые нельзя упускать ни при каких обстоятельствах, иначе вы рискуете упустить настоящее, такое своеобразное произведение искусства.